Психбольница в руках пациентов

психбольница в руках пациентовВ нашей жизни все большее место занимает компьютерная техника. Раньше для того, чтобы позвонить по нужному нам номеру мы искали ближайший автомат или отделение связи и все было понятно. Нам нужно было всего-то вставить карточку в таксофон и набрать необходимый номер. С развитием электронной техники у каждого человека с собой обязательно есть телефон, а то и несколько. Телефоны уже не просто умеют звонить. Благодаря таким компаниям как Apple, Microsoft, Googleи т.д. почти каждый аппарат имеет у себя на борту операционную систему. Мы можем инсталлировать на телефоны программы так, как мы делаем это на обыкновенный компьютер. И таких примеров множество. Программы окружают нас везде.

Алан Купер, автор книги, «Психбольница в руках пациентов» не предостерегает о наступающем машинном апокалипсисе, не винит во всех бедах машины и программы, нет. Его книга о тех людях, которые разрабатывают эти программы, о том, как думают эти люди, и о том, как нельзя создавать программное обеспечение.

Каждый программист создавая программу пытается «влепить» в неё огромное количество новых и чаще всего, никому ненужных функций. Он думает о том, что добавление вот именно этой функции принесет успех. В конечном итоге получается ужасно неповоротливое ПО с огромным количеством никому ненужного функционала.

Зачастую это происходит потому, что программисты совершенно не представляют для кого они пишут программу и какие у этого человека нужды. Они пытаются сделать приложение сразу для всех, а в конечном итоге делают ни для кого. При разработке ПО нужно конкретно знать, кто будет пользоваться вашей разработкой, как выглядит этот человек и что он хочет от вашей программы. В этом ключе автор подводит читателя к понятию «персонаж». Алан предлагает перед началом разработки проработать возможных пользователей, дать им имена, придумать им биографию. Это нужно для того, чтобы точно представлять для кого ведется разработка.

Если вы разрабатываете офисную программу для домохозяйки, которую зовут Люси, то вполне логично, что печать документов не должна содержать кучу непонятных настроек. Ведь вы знаете, что Люси совершенно не разбирается в компьютерах, единственное электронное устройство с которым она умеет хорошо обращаться – это её кухонный комбайн. Люси для того, чтобы сделать коктейль нужно всего-то положить необходимые ингредиенты в блендер и нажать на ОДНУ кнопку. В вашей программе, она ждет той же простоты. Ей нужно напечатать рецепт любимой жареной индюшки и просто вывести его на её старенький струйный принтер. Для этого Люси не хочет разбираться в огромной куче непонятных настроек, она хочет просто нажать на кнопку и получить результат.

В разработке ПО, проектирование взаимодействия не менее важно, чем само программирование. Оно определяет каким именно способом ваши пользователи будут вызывать все то, что вы разработаете. Вполне возможно, что за огромной кучей кнопок, выпадающих меню и диалоговых окон пользователь не заметит самого главного, того, что полностью решает его проблему. Необходимо помнить об этом.